К. и К. сейчас я попытаюсь вам объяснить, хоть и вкратце, почему я не люблю парижские сите. и почему "левый" берег для меня дороже "правого",(нет-нет, ни в коем случае, я аполитична и на выборы не пойду, я просто люблю свободу) и почему я бегала там как угорелая, пытаясь запомнить даже как каждый камушек лежит. и почему Годар так дорог.
-конечно я не люблю tour eiffel. от нее давно уже не осталось первоначального смысла, а сейчас это больше похоже на елочную игрушку для туристов, что ищут в Париже лямур. хотите меня позлить, купите вот эти вот сувенирные статуэтки по евро за штуку. они как сфинксы в Гизе: "купи кота! купи кота!"
-ну почему? посмотри как она красива!
-нет, посмотри ты на нее! сейчас еще и этот фонарь, это что маяк?!
-нет! за то ты чувствуешь, что ты в Париже.
-ты чувствуешь это, когда ходишь по этим булыжникам!
je t‘aime! oh! dites-le avec des pavés!*
это был 1968 год, 21 мая. это был хороший год, а время было в самый раз для перемен. я одела вместо платья - брюки, они так хорошо на мне сидели. и состригла свои волосы покороче. мне нравилась прическа Мии Фэрроу в Ребенок Розмари Поланского, но состричь все я не решилась. мои волосы остались длины чуть выше плеч. но потом все же, через год-другой и их я лишилась с новым приступом эйфории. и в первый и во второй раз, я состригала волосы, готовясь к чему-то новому. вы скажете, что глупости все. ведь символы мы создаем сами, в своем воображении, да? мне плевать. мы все мечтали о лучшем мире. sous les pavés, la plage!* и думали, что можем что-то изменить. а если быть точнее, изменить все. все было в наших руках - нам так казалось. мы видели, что творилось по всей Европе, я видела весну в Праге, и казалось, что границ скоро не будет. а ведь все началось в Америке с движений за гражданские права. а если заглядывать еще раньше, так это была Южная Америка. Куба. эта революция изменила ход истории всего мира. кажись, Куба -мала, незначительна. кто смотрит на Кубу, ведь Холодная война в разгаре?! но ведь разве вы не знали о "принципе домино", мы все взаимосвязаны и все влияем, будучи даже не знакомы или никогда не видя друг друга. как бабочка, порхнувшая крылом, в 63м мы были на волоске от войны, весь мир и это все из-за той же незначительной Кубы. и бабочки, конечно.
эта революция дала толчек, как будто подземный, заставила почувствовать вибрацию только не под собой, а в нашем сознании. мы поняли, что мы все живы, а жизнь имеет смысл. le bonheur est une idée neuve.* и молодость имеет смысл. они смогли в ночь на 1959 год въехать в Гавану и мы сможем. для Кубы тот Новый год сулил действительно перемены, и люди радовались и отмечали двойной праздник. победу молодости-победу "бородачей" и пришедший год.
все, что происходило здесь, на мостовой под булыжниками, а зачастую с булыжником в руке имело смысл. от бульвара Сан-Жермен до бульвара Сан-Мишель.
это был наш художественный акт непримирения с окружающем миром. и главное, нам от всего этого было весело. l’ennui est contre-révolutionnaire*. и конечно, мы были идеалистами, но кто запретит мечтать, когда тебе 20?
недавно заходила в книжный супермаркет, и успела прочесть фразу из книги под названием "1968 год. год, который изменил весь мир":
самое лучшее в среднем возрасте - это осознание того, что раньше ты таки был прав, и даже более. скажем, когда тебе было 17 или 23(с)
la poésie est dans la rue.*
и вот мне 21, ну или скажем 13. какая разница? пить мне все-равно нельзя. и год сейчас 2009 и не май вовсе, а ноябрь. но по сути, какая разница во всем этом? ведь символы символами делают люди. я хотела верить, что именно шестьдесят восьмой был судьбоносным, теперь осталось только поверить, что 2010 будет таким же!
soundtracks:
the kinks-this time tomorrow
rolling stones-sympathy for the devil
edith piaf-je ne regrette rien
soyez réalistes, demandez l’impossible!*
*вся власть воображению!
я тебя люблю! о, скажи мне это с булыжником в руке!
под булыжниками - пляж!
счастье — это новая идея.
скука контрреволюционна.
поэзия на улицах.
будьте реалистами, требуйте невозможного! (Ернесто Че Гевара)
photography by Jason Brownrigg